Тема 9. Конкуренция в товарном обращении

Конкуренция — конституционный принцип осуществления торгово-предпринимательской деятельности. Роль конкуренции как фактора непрерывного развития производства, улучшения качества товаров, расширения и обновления ассортимента, установления экономически обоснованных цен, удовлетворения интересов населения.

Правовые вопросы создания конкурентной среды в хозяйственной сфере. Механизмы формирования конкурентных отношений: увеличение числа однородных предприятий, поддержка мелкого и среднего предпринимательства, обеспечение сравнимости качественных характеристик и цен на товары, создание системы пропаганды и поощрения лучших результатов и новшеств и др.
Возможности коммерческих организаций в развитии и поддержании конкуренции. Правовые приемы создания конкурентных ситуаций на товарных рынках. Конкурентная стратегия фирмы, ее правовые аспекты.

Законодательное запрещение ограничения конкуренции и нарушения правил конкуренции. Задачи государственных федеральных и региональных органов по выявлению монополизма, использование доминирующего положения на рынках, картельных соглашений о ценах и других проявлений недобросовестной конкуренции.

Правовые способы защиты от недобросовестной конкуренции. Отказ в защите прав лицам, использующим гражданские права в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребляющим доминирующим положением на рынке. Административная и уголовная ответственность за нарушения законодательства о конкуренции.