Более подробного рассмотрения требуют два вида организационных договоров, имеющих непосредственное отношение к правовому регулированию торгового оборота.
Первый — это соглашения о межрегиональных поставках товаров, заключаемые между органами исполнительной власти российских регионов. Предметом таких соглашений является определение конкретных поставщиков и покупателей и общих условий договоров поставки, оформляемых на основании межрегиональных соглашений.
Особенностью соглашений является то, что заключают их одни субъекты, а фактическое осуществление поставок производится совершенно другими лицами по самостоятельно оформляемым договорам. Отсюда возникает необходимость в организационных мерах, обеспечивающих перевод условий межрегиональных соглашений в конкретные договоры поставки между непосредственными исполнителями.
С учетом указанных обстоятельств организация межрегиональных торговых связей предполагает одновременное установление трех видов обязательственных отношений:
1) отношений, определяемых соглашениями между органами исполнительной власти различных регионов об организации взаимных поставок соответствующих товаров. В таких соглашениях должны предусматриваться виды и групповой ассортимент товаров, общие объемы поставок, предельные уровни цен, порядок и сроки заключения договоров между непосредственными исполнителями;
2) отношений, устанавливаемых на основе договоров между органом исполнительной власти и хозяйствующими субъектами соответствующего региона о продаже (покупке) ими товаров субъектам другого региона, сроках заключения договоров поставки, мерах содействия поставщикам (покупателям) со стороны органов исполнительной власти. Эти договоры также носят организационный характер;
3) отношения между хозяйствующими субъектами различных регионов о поставках конкретных партий товаров в объемах и ассортименте, соответствующих условиям соглашения о межрегиональных поставках.
Заключению соглашения о межрегиональных поставках предшествует значительная работа по подысканию потенциальных поставщиков и покупателей соответствующих ресурсов, согласованию с ними объемов продажи (покупки), предельных уровней цен и т. п. Эти данные включаются в протоколы, представляемые каждой из сторон соглашения о межрегиональных поставках. После подписания соглашения работниками исполнительных органов должна быть проведена проверка фактического заключения договоров между поставщиками и покупателями, замена недобросовестных субъектов исправными. Должен осуществляться контроль за фактическим выполнением поставок, в том числе встречных, по межрегиональным соглашениям.
Налаживание таких сложных отношений требует законодательного урегулирования данной деятельности, обучения работников управленческого аппарата приемам ее выполнения. В прошлом подобная работа велась в значительных масштабах. В СССР с 1925 по 1958 г. существовала практика заключения генеральных договоров между главками промышленных министерств и региональными центрами потребительской кооперации. Это были организационные договоры, на основании которых строились взаимоотношения по поставкам товаров между нижестоящими предприятиями и организациями.
Нынешняя ситуация свидетельствует о целесообразности заключения соглашений о межрегиональных поставках, в том числе между регионами стран — участниц СНГ. Однако без законодательного упорядочения наладить эту сложную работу представляется крайне затруднительным. Достаточно сказать, что немалое число такого рода соглашений остаются существовать на бумаге из-за неумения аппарата управления наладить их практическое исполнение.
Еще одну группу составляют соглашения органов исполнительной власти и местного самоуправления с производственными и торговыми организациями по вопросам хозяйственной деятельности. Эти договоры чрезвычайно важны для использования возможностей органов исполнительной власти и местного самоуправления в деле развития производства и торговли на своей территории, решения различных экономических и социальных задач.
Здесь следует различать две группы договоров. Одни предусматривают выполнение необходимых хозяйственных работ в интересах населения данной территории. Речь идет о строительстве общественных зданий, прокладке инженерных коммуникаций, ремонте дорог, уборке улиц и т. п. Такие работы должны заказываться на основе конкурса и оплачиваться из средств бюджета. Подобные договоры носят гражданско-правовой характер и не представляют интереса для коммерческого права.
От них следует отличать договоры органов исполнительной власти и местного самоуправления с предпринимательскими организациями о принятии последними на себя обязанностей содействия развитию экономики данной территории и решению социальных задач. Закон запрещает вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов, поэтому единственным способом привлечения предпринимателей к участию в решении местных проблем является заключение властными структурами договоров с производственными и торговыми организациями.
В правовой литературе указанные договоры называют управленческими или административными. По содержанию они относятся к типу организационных договоров. Они способствуют выявлению территориальных ресурсов для развития экономики, улучшения условий труда и быта граждан. В отдельных регионах страны заключение таких договоров внедрено в постоянную практику. Подобные договоры заключаются и за рубежом.
В отношениях с организациями-изготовителями такие договоры могут предусматривать обязанности сохранения объемов производства или освоения выпуска социально значимых групп товаров, сохранения неизменным уровня цен на подобные товары, поддержания или установления кооперационных связей по поставкам необходимых ресурсов производителям своего или других регионов.
В договорах с торговыми организациями может предусматриваться обязанность поддерживать наличие определенного ассортимента товаров для социально незащищенных слоев населения, продажи товаров со скидкой с цены отдельным группам граждан (пенсионерам, инвалидам и др.). Может устанавливаться обязанность магазинов принимать на реализацию товары от местных производителей, чтобы содействовать развитию производства и продаж товаров своего региона, снижению цен.
Органы исполнительной власти и местного самоуправления располагают широкими возможностями, чтобы добиться от предпринимателей заключения подобных соглашений. Так, они могут в качестве эквивалента предоставлять земельные участки и помещения для аренды по дифференцированным ставкам платы с учетом дополнительных затрат арендатора на местные нужды. Предпринимателям могут устанавливаться льготы по уплате местных налогов, тарифов на электроэнергию. Невыполнение предпринимательской организацией принятых на себя по договору обязанностей будет влечь лишение предусмотренных льгот и другие отрицательные последствия.
В законодательстве нередко встречаются ориентировки на договорное регулирование отношений между органами исполнительной власти и предпринимательскими организациями. Так, п. 11 постановления Правительства РФ от 15.04.98 № 393 обязывает органы агропромышленного комплекса заключать с сельскохозяйственными организациями соглашения, предусматривающие обязательства по объемам производства продукции и встречным мерам государственной поддержки. В числе встречных мер предусмотрено согласование с организациями — производителями удобрений и химикатов предельных уровней договорных цен в интересах села.
Основным препятствием широкому распространению данного вида договоров служит то, что они оказались бесхозяйными в отраслевом плане. Их не считает своими гражданское право, не занимается ими наука административного права. В результате отсутствуют теоретические концепции организационных договоров с участием органов управления, нет методик заключения и примерных форм таких договоров. Представляется, что теория предпринимательского права, которая строится как комплексная межотраслевая дисциплина, призвана разрабатывать проблематику управленческих организационных договоров. Эти договоры могут эффективно содействовать развитию экономики регионов, увеличению доходов, необходимых для удовлетворения местных нужд.