Характеристика современного торгового законодательства России

В первые советские годы всплеск внимания к торговому праву был связан с нэпом. По постановлению СНК РСФСР начиная с 1923 г. велась работа по составлению проекта Торгового свода. Его предполагалось издать в качестве одной из частей ГК РСФСР. Комиссией под эгидой ВСНХ был составлен проект Торгового свода СССР. Он обсуждался ряд лет. Но после отказа от нэпа все работы над Торговым сводом были прекращены.

В современной России торговое право вновь начало развиваться. Закреплена его отраслевая специализация. Она постепенно проводится в законопроектной работе. Указом Президента РФ от 16.12.93 № 2173 (в ред. 1997 г.) был утвержден Общеотраслевой классификатор отраслей законодательства. В нем наряду с гражданским законодательством выделено законодательство о торговле.

Указом Президента РФ от 15.03.2000 № 511 одобрен Классификатор правовых актов, сменивший Общеотраслевой классификатор 1997 г. В нем в рубрике «Хозяйственная деятельность» имеется специальный раздел «Торговля». Этим признается специфика торгового законодательства. Оно выделено из общего массива нормативных актов. Раздел «Торговля» разбит на несколько подразделов, которые весьма неполно и нечетко определяют круг отношений, принадлежащих к сфере торговли.

Правовой основой торгового законодательства служит Конституция РФ. В качестве конституционной основы экономического строя она закрепляет положения о единстве экономического пространства в Российской Федерации, свободном перемещении товаров, услуг и капиталов, свободе осуществления предпринимательской деятельности, поддержке конкуренции и ограничении монополистической деятельности, равной защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности и др.

Согласно ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ единого рынка относится к ведению Российской Федерации. Это означает, что нормативные правовые акты по вопросам, касающимся правовых основ формирования товарного рынка, могут приниматься исключительно соответствующими федеральными органами.

Непосредственно в Конституции РФ не установлен перечень полномочий в сфере торговли, которые закрепляются за региональным уровнем. Однако анализ положений федеративных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти отдельных субъектов РФ (в отношении некоторых субъектов РФ такие договоры продолжают действовать) и положений нормативных правовых актов субъектов РФ позволяет утверждать, что вопросы, относящиеся к сфере торговли, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Так, в соответствии с названными конституционными актами субъекты РФ в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации определяют основные направления и реализуют государственную политику в области внутренней торговли, потребительского рынка и сферы услуг; принимают нормативные правовые акты, регулирующие осуществление торговой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ; осуществляют регулирование регионального рынка потребительских товаров; разрабатывают рациональные программы развития торговли; осуществляют мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей; осуществляют иные функции, необходимые для обеспечения потребностей населения в товарах и услугах.

К полномочиям органов местного самоуправления можно отнести создание необходимых условий для повышения предпринимательской активности в торговле; оказание избирательной поддержки торговым организациям, определяющим ситуацию на местном рынке; рациональное размещение торговых объектов на территории муниципального образования; установление правил организации торгового обслуживания.

Главным законом, регулирующим торговую деятельность, в настоящее время является ГК РФ. Наряду с ним издан ряд законов торгового права. Таковы Закон РФ от 20.02.92 № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле», Закон РФ от 22.03.91 (в ред. от 02.01.2000) № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Кодекс торгового мореплавания (Федеральный закон от 30.04.99 № 81-ФЗ), Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», группа федеральных законов о регулировании закупок товаров для государственных нужд, федеральные законы о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, лекарственных средств и др.

Имеются важные федеральные законы, затрагивающие наряду с торговлей также интересы других предпринимателей или всего населения. Таковы, например, Закон РФ (в ред. Федерального закона от 17.12.99 № 212-ФЗ) «О защите прав потребителей», Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», и др. Так, Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает многочисленные важные требования, которые должны учитываться не только розничными торговыми организациями во взаимоотношениях с потребителями, но также оптовыми организациями и изготовителями товаров, чтобы не нарушать законные интересы граждан-потребителей.

В связи с намечаемым вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО) предусмотрено принятие пакета законов для приведения национального законодательства в соответствие с требованиями ВТО.

Правительство РФ на основании Федерального конституционного закона от 17.12.97 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры к ее реализации; принимает меры по защите отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг.

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ содержат не противоречащие законам акты коммерческого права.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в силу п. 4 ст. 15 Конституции РФ признаются составной частью правовой системы России. Это важное положение относится и к коммерческому праву.

В качестве источника коммерческого права выступают торговые обычаи. На их формирование в России существенное влияние оказывают внешнеторговые обычаи, документированные в изданиях авторитетных общественных организаций.

Следует указать на метод правового регулирования, свойственный коммерческому праву. В силу непосредственной взаимосвязи с гражданским правом коммерческое право использует единый с ним общедозволительный метод регулирования.
Названный метод состоит в предоставлении участникам торгового оборота возможности самостоятельно создавать для себя субъективные права и юридические обязанности, совершать иные юридические действия. Субъекты торгового оборота приобретают права и осуществляют их своей волей и в своем интересе.

Общедозволительный метод обеспечивается в результате придания первостепенного значения в торговом и гражданском праве управомочивающим (дозволительным) нормам. Частным случаем дозволительности служит широкое применение диспозитивных установлений. Императивные обязывающие и запрещающие нормы наличествуют в торговом и гражданском законодательстве, однако они имеют вспомогательное значение.

Так, правила о конкретных видах договоров предписывают сторонам согласовывать существенные условия, хотя непосредственное содержание таких условий определяется самими договорными контрагентами.