Становление торгового права в России

История российского торгового права характеризуется существенными особенностями. В нашей стране торговля переживала периоды активного роста и долговременных спадов. Торговое законодательство и наука торгового права развивались со значительным отставанием от потребностей общества.

Вопросы торгового оборота регулировались различными правовыми актами. Значение, придававшееся торговле, отразилось в законодательных памятниках древнего и средневекового периодов. Так, статьи, посвященные вопросам торговли и торгового сословия, имеются в Русской Правде, Псковской судной грамоте, Соборном уложении 1649 г. В 1653 г. был принят Торговый устав, а в 1667 г. - Новоторговый устав, регулировавшие отдельные вопросы торговой и даже внешнеторговой деятельности. Принимались другие законодательные акты о торговле.

Развитие товарного производства в России сдерживалось существованием крепостничества. Так, еще Соборное уложение 1649 г. ограничило участие в торговой деятельности крестьянства, составлявшего основную часть населения страны. Наряду с Городским положением, изданным Екатериной II в 1775 г. и предусмотревшим сословный характер торговой деятельности, оно на значительное время затормозило развитие отечественной торговли. Однако было и стремление властей, с учетом успешного опыта Запада и собственных интересов, к развитию торговли и промышленности. Энергичные меры по их поощрению проводились при Петре Великом, продолжались и при последующих императорах. С XIX в. интересы промышленности и торговли становятся одной из главнейших забот правительства.

Среди шагов по развитию торгового законодательства следует отметить указы Петра Великого об организации лиц, занимающихся торговлей, в особое сословие с сословной юрисдикцией. В 1755 г. издан Таможенный устав, касавшийся некоторых вопросов материального торгового права.

Особенно много торговых законов было принято в первой половине XIX в. В 1832 г. издаются Устав о торговом судопроизводстве и судоустройстве, Устав о торговой несостоятельности и о векселях, именовавшихся нередко «купеческими бумажными деньгами». В 1834 г. принимается положение о купеческих книгах, а в 1836 г. — об акционерных товариществах. А. И. Каминка пишет, что в первой половине XIX в. «сознание необходимости особых торговых законов разделялось всеми» (Каминка А. И. Очерки торгового права. М., 2002. С. 117)

С развитием законодательства в России стала чувствоваться потребность в его кодификации. В 1766 г. указом Екатерины II была образована комиссия для подготовки проекта нового законодательного уложения, в котором предполагалось кодифицировать и нормы торгового права. Кодификационные работы были закончены, однако, лишь в 1832 г. и то не в виде уложения, а свода действовавших постановлений. В первых двух изданиях Свода законов (1836 и 1842 гг.) торговые законы помещены под названием «Учреждений и уставов торговых». Вместе с тем указанные законы совершенно отличаются от законов гражданских, с одной стороны, и от законов публичных, регулирующих торговый оборот, нося самостоятельный характер.

В издании Свода законов 1857 г. торговые законы получили название Устава торгового. В существенно переработанном виде Устав торговый был издан в 1887 г. (затем — в 1903 г.), одновременно из него выделен Устав судопроизводства торгового.
Идея самостоятельности российского торгового права впервые получила четкое выражение в Уставе торговом 1887 г. Издание Устава отразило объективно существовавшую потребность российского хозяйства в специальном законодательном регулировании торговых отношений.

В юридической литературе отмечался крайне низкий уровень Устава торгового по сравнению с торговым законодательством Франции и Германии. Устав представлял собой механическое соединение законов, изданных в разные периоды; при наличии частых повторений, обилии непригодных к применению статей в нем отсутствовали положения по самым существенным вопросам торговой деятельности. Совершенствование Устава осуществлялось путем пересмотра отдельных разделов или норм.
Отставание развития российского торгового права в значительной степени порождалось непризнанием в качестве источника права торговых обычаев, которые играют исключительную роль в специализации и формировании этой отрасли права. Игнорирование торгового обычая было характерно для всего периода централизации государственной власти XVI—XIX вв. (вплоть до издания Устава торгового 1887 г.) и для судебной практики.

В числе прочих причин слабость российского торгового права обусловливалась недостаточной теоретической разработанностью многих проблем. В Западной Европе научная разработка торгового права в качестве особой отрасли правоведения началась уже в XVI веке. Отечественная литература по коммерческому праву появляется в последней трети XIX в., причем по преимуществу учебная. При этом немалую часть энергии ученые тратили на взаимные споры о том, имеет ли коммерческое право основания для самостоятельного существования, — странное и непродуктивное занятие. Следует констатировать, что представители юридической науки несут свою долю ответственности за неблагополучное состояние коммерческого права России.