Договор контрактации сельскохозяйственной продукции

Гражданский кодекс сохранил такой особый вид реализационных договоров, как договор контрактации сельскохозяйственной продукции. Он имеет значительную специфику.
По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю — лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.

Одной из сторон в договоре всегда должна быть организация или фермер (он признается индивидуальным предпринимателем), сами производящие продукцию. Заключенный договор контрактации служит основанием для осуществления хозяйством деятельности по выращиванию или производству продукции. Другой стороной выступает организация-заготовитель, закупающая продукцию для переработки или продажи. Заготовительные функции выполняют различные организации: кооперативы, элеваторы, молокозаводы и др.

Предметом контрактации служит только сельскохозяйственная продукция в сыром виде или прошедшая необходимую первичную обработку: сушку, фильтрацию, охлаждение и т. п. Если выращенная или произведенная продукция прошла производственную переработку, то созданные продовольственные или промышленные товары уже не могут контрактоваться. Речь идет, например, о масле, сыре, мясопродуктах и др. Их реализация осуществляется уже на основании договоров поставки или оптовой купли-продажи, поскольку требует учета правил продажи товаров населению.
Договором контрактации оформляется также поставка сельскохозяйственной продукции для государственных нужд.

Особенностью договора контрактации является включение в него условий об обязанности заготовителя обеспечивать хозяйство тарой, упаковочными материалами, оказывать помощь в приобретении горюче-смазочных материалов и иных ресурсов. Помощь может оказываться в вывозе продукции транспортом заготовителя. Статья 536 ГК РФ устанавливает, что заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию по месту нахождения и обеспечить ее вывоз.
Обязанность оказания встречных услуг обусловливается слабым развитием системы снабжения и рыночной инфраструктуры сельского хозяйства. Между тем именно их развитие решающим образом влияет на доходность производства. У нас самая низкая в Европе урожайность, но даже из собранного мы почти четверть теряем из-за отсутствия хранилищ, холодильников, а главное — четко налаженной системы сбыта.

Если своеобразие договора поставки служит отражением крупномасштабных, регулярно повторяющихся актов продажи товара, то особенности контрактации порождаются отсутствием в стране упорядоченного снабжения производителей и системы сбыта сельскохозяйственной продукции. В силу этих обстоятельств обязанности снабжения тарой и необходимыми материалами стали возлагаться на тех, кто закупает сельхозпродукцию, — на заготовителей. От этого пока трудно отказаться, и договор контрактации вновь закреплен законом.

Предусмотренные нормами о договоре контрактации преимущества для сельскохозяйственных производителей могут быть реально обеспечены лишь соответствующей практикой судебно-арбитражных органов. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ принял постановление от 22.10.97 № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки». Названным постановлением предусмотрено (п. 5), что, квалифицируя отношения участников спора, судам необходимо исходить из признаков договора поставки, предусмотренных статьей 506 кодекса, независимо от наименования договора, названия его сторон либо обозначения способа передачи товара в тексте документа.

Для договора поставки подобные защитные меры практически не требуются. В то же время такие меры крайне необходимы для договора контрактации, поскольку заготовители уклоняются от исполнения возлагаемых на них законом достаточно обременительных обязанностей, соглашаясь заключать с хозяйством вместо договора контрактации договор поставки или купли-продажи, не предъявляющие к ним требований о помощи в снабжении ресурсами и вывозе продукции.
Контрактант (заготовитель) может принимать на себя обязанность встречной продажи хозяйству отходов от переработки полученной продукции. Это весьма значимое в экономическом отношении условие. В соответствии с такими соглашениями молокозаводы после выгрузки молока возвращают фермам «снятое» молоко для выпаивания телят, масло- и сахарозаводы отгружают хозяйствам жмых и патоку на корм скоту. Из-за низкой правовой подготовки подобные условия редко встречаются в договорах, хотя в развитых странах такая практика является общепринятой.

То обстоятельство, что продукция производится (выращивается) по заказу заготовителя, налагает на последнего повышенную ответственность за принятие продукции от хозяйства и оплату ее стоимости. В случае отказа заготовителя взять подготовленную для него продукцию возможности продажи ее другим лицам у хозяйства весьма ограничены, особенно когда продукция является скоропортящейся. Поэтому ст. 536 ГК РФ воспроизвела ранее существовавшее правило о недопустимости отказа заготовителя от принятия продукции, представленной в соответствии с договором. В случае отказа с заготовителя взыскивается полная стоимость такой продукции.