Определение условий перевозки

Один из важнейших участков торгового оборота — транспортировка товара, доставка его от продавца к покупателю. Товар только тогда готов к потреблению, когда будет обеспечена его доставка к месту потребления.

По отношению к торговому обороту деятельность по перевозке грузов должна рассматриваться как содействующая торговле. Процесс перевозок грузов, некогда определявшийся торговыми обычаями, сейчас является сферой преимущественно жесткого законодательного регулирования. Принятые в последнее десятилетие новые транспортные кодексы, как и УАТ, остались сводами норм, детально регламентирующих отношения по перевозке. В них практически отсутствуют положения, выражающие требования рыночных отношений, это по своей направленности антирыночные законы. Возможности реализации принципа свободы договора в перевозках остаются крайне ограниченными.

Особо следует сказать о КТМ РФ. Прежде это был акт собственно коммерческого права. Он входил в состав Устава торгового 1887 г. подобно тому, как это имеет место в ряде зарубежных торговых кодексов, регулирующих перевозки грузов. С развитием других видов транспорта на морской транспорт приходится малая доля от общего объема перевозок. Поэтому основное внимание мы обязаны уделять железнодорожной и автомобильной перевозкам товаров.

При налаживании перевозок коммерсантам приходится решать ряд сложных задач. Здесь на первый план выходят вопросы скорости доставки к получателю, снижения транспортных расходов, обеспечения сохранности товара. Исходя из этих обстоятельств, выбирается вид транспорта и используемых перевозочных средств, вырабатываются условия договоров, предусматриваются меры защиты груза.

То обстоятельство, что между продавцом и покупателем в качестве необходимого звена включается транспортная организация (нередко — несколько организаций), предполагает особое построение взаимоотношений сторон. Отношения субъектов приходится регулировать сразу несколькими видами обязательств. Эти отношения протекают на разных уровнях, являются многослойными. Они опосредуются несколькими самостоятельными видами договоров, в которых в комплексе и взаимосогласованно следует решать все вопросы, касающиеся транспортировки товара.
Значительная часть важных вопросов перевозки должна находить урегулирование в реализационных торговых договорах: оптовой купли-продажи, поставки, контрактации, поставки для государственных нужд и др. В этих договорах, прежде всего, определяется:

— на какой из сторон лежит обязанность доставки товара в пункт назначения;

— каким видом транспорта и в каких перевозочных средствах будет перевозиться товар, возможна ли замена одного вида транспорта (перевозочного средства) другим;

— условие о виде используемой тары, требования к таре и порядку упаковки товара;

— условие об использовании отправителем специализированных средств для обеспечения сохранности груза. Таковы специализированные контейнеры, поддоны, строп-пакеты, грузовые сетки, оборудование стеллажей и креплений, увязка изделий в блоки, пачки и др.;

— предельный размер одновременно отгружаемых партий товара, календарное расписание отгрузок или интервалы времени между каждой отгрузкой. Данное условие особенно важно при отправках массовых грузов или скоропортящихся товаров;

— обязанность уведомления получателя телеграфом или иным видом связи об отправке ему товара. Это способствует сокращению потерь, улучшению организации транспортного процесса;

— перечень необходимых мер по обеспечению сохранности бьющихся изделий или легко снимаемых узлов и деталей;

— предоставление шоферу возможности уведомлять по телефону диспетчера организации-продавца о прибытии в каждый пункт заезда и др.

Непосредственно в торговых договорах необходимо предусматривать меры по усилению сохранности грузов при перевозке. Перечень таких приемов достаточно разнообразен, даже простейшие из них дают высокий эффект. Так, переход от отгрузки шин в вагоне навалом к отправке в связках по 10—12 штук резко затруднил хищения и уменьшил потери. Производственные фирмы практикуют поставку технологического оборудования с разделением станины и всех снимаемых электронных и механических частей, упаковываемых в специализированный контейнер или прочный ящик. Важно самостоятельно отыскивать решения, позволяющие уменьшить вероятность потерь. Подобные меры должны предусматриваться в договорах в виде конкретных обязанностей продавцов (отправителей).
Во внешнеторговых контрактах решение широкого круга вопросов, касающихся перевозки, осуществляется на основе разработанных Международной торговой палатой Международных правил по толкованию торговых терминов ИНКОТЕРМС (изд. 2000 г. № 560). Правила ИНКОТЕРМС содержат 13 терминов (моделей), предусматривающих распределение обязанностей между продавцом (грузоотправителем) и покупателем в связи с перевозкой товара. Сами термины охватывают достаточно объемный круг обязанностей продавца и покупателя, как-то: заключение продавцом или покупателем договора перевозки, необходимость страхования груза, переход рисков, распределение расходов по погрузке и выгрузке, упаковка и маркировка груза, оформление таможенных разрешений и иных формальностей и др.

Правила ИНКОТЕРМС-2000 могут применяться сторонами также во внутреннем обороте. Суды учитывают соответствующие договоренности сторон при наличии в договоре ссылки на сами Правила и указания соответствующего термина.

Таким образом, многие важные вопросы транспортировки товара подлежат решению уже в торговых договорах. Вместе с тем основные моменты перевозки находят решение в транспортных договорах. Транспортные договоры разделяются на несколько видов, создавая ряд одновременно существующих и связанных между собой обязательств.