Другие виды посреднических договоров

Торговая практика уже давно привела к появлению договоров, в которых обязательство купли-продажи дополняется условиями об исключительном характере отношений сторон. Так, покупатель принимает на себя обязанность приобретать определенные товары только у своего продавца и не приобретать такие товары от других продавцов. В свою очередь продавец обязуется не продавать соответствующие товары в данном регионе другим покупателям.

Подобные договоры наиболее широко используются во внешнеторговой практике и получили название дистрибьюторских контрактов. Их применение регулируется Типовым дистрибьюторским контрактом, подготовленным Международной торговой палатой (изд. 1991 г. № 518). Заключая такой договор, организация-дистрибьютор принимает на себя обязательство покупки товара иностранной фирмы в качестве ее монопольного импортера. Сторона, заключающая контракт с дистрибьютором, именуется продавцом или грантором.

Дистрибьютор действует как фактический, а не юридический посредник. Он приобретает и реализует товар от своего имени, за свой счет по самостоятельно заключаемым договорам. Этим дистрибьютор отличается от комиссионера, поверенного или агента. Однако он одновременно обязуется оказывать продавцу услуги по сбыту товара, что делает данные отношения посредническими.

В дистрибьюторских контрактах устанавливается минимальное количество товаров, которое дистрибьютор закупает у продавца на год или иной период. Такая заданность объемов продаж важна для планирования производства и отгрузок. Вместе с тем необходимым условием договора является согласование дополнительных поставок товара по заказам дистрибьютора.

Дистрибьютор получает прибыль не только за счет разницы между ценой приобретения и ценой продаж товара. В договорах предусматривается также скидка с цены в пользу дистрибьютора за гарантированный сбыт товара. Предусматриваются меры поощрения для дистрибьютора за превышение минимального уровня продаж.

Поскольку дистрибьютор выступает монопольным импортером, иностранный продавец обязуется не продавать свои товары для сбыта на данной территории другим торговцам. Этим создаются преимущества для дистрибьютора, облегчаются возможности реализации получаемого товара.
Дистрибьютор призван способствовать увеличению продаж товаров. Он обязуется прилагать все усилия для продвижения товара в соответствии с пожеланиями продавца и защищать его интересы. Для этого в контракте предусматривается, что дистрибьютор обязан организовать сбытовую сеть товаров. В этих целях он может заключать субдистрибьюторские и иные договоры, например, торгового агентирования. Дистрибьютор должен информировать поставщика о своей деятельности, конъюнктуре рынка и состоянии конкуренции в пределах оговоренной территории и др. Оказание таких услуг носит обязательный характер наравне с основной операцией покупки товара. Эти устойчивые особенности взаимоотношений дают основания для отнесения дистрибьюторских контрактов к обязательствам посреднического характера.

Стороны могут условиться о проведении совместной рекламы товаров, участии в оптовых ярмарках, выставках, презентациях. Расходы на эти цели распределяются соглашением сторон. Однако в соответствии с практикой образцы изделий для ярмарок и выставок предоставляются грантором, поскольку данная деятельность осуществляется в его интересах.

В контракте должны определяться условия, связанные с реализацией товара: о гарантийном обслуживании, ремонте, создании обменного фонда, послепродажном сервисе. При наличии условия о гарантийном обслуживании должно предусматриваться создание у дистрибьютора запаса комплектующих частей, которые предоставляются продавцом бесплатно. Расходы на гарантийное обслуживание по условиям контракта могут вычитаться дистрибьютором из стоимости получаемых товаров.

Во внутреннем обороте дистрибьюторским контрактам соответствуют договоры об исключительной продаже товара. Заключая такие договоры, оптовые и розничные торговые организации становятся распространителями товаров, приобретаемых ими от изготовителей или головных сбытовых фирм. При выработке содержания таких договоров стороны заимствуют пригодные для внутреннего оборота положения Типового дистрибьюторского контракта, а также учитывают имеющийся опыт соответствующих отношений.

Условие об исключительном характере отношений сторон нередко предусматривается не только в договорах купли-продажи, но также и в посреднических договорах. Так, возможность установления условий об исключительности отношений закреплена ст. 990 и 1005 ГК РФ для договоров комиссии и агентирования.

Рассмотрение проблематики торгового посредничества свидетельствует о неудовлетворительной законодательной регламентации многих возникающих здесь вопросов. Без четкой правовой основы невозможно улучшить организацию товарного обращения. Именно поэтому необходим Торговый кодекс России, призванный урегулировать в комплексе и на более качественном уровне указанные важные виды отношений.