Оптовая торговля и обеспечение интересов потребителей

Отношения торгового оборота организуются при посредстве группы договоров, которые могут быть названы реализационными. Они формируют правовую основу товарного обращения. Понятие реализации товаров получило закрепление, правда, не в гражданском, а в налоговом законодательстве. В ст. 39 НК РФ реализацией товаров организацией или индивидуальным предпринимателем признается передача на возмездной основе права собственности на товары, в том числе обмен товарами.
ГК РФ при регулировании обязательственных отношений не уделяет внимания особенностям применения договоров в процессе осуществления субъектами торговой деятельности. Термин «торговые сделки» упоминается в ст. 184 ГК РФ применительно к осуществлению коммерческого представительства. Однако упоминание это носит случайный характер, поскольку нигде далее оно не раскрывается и не учитывается.

В мировой практике основной вид реализационных договоров — договор продажи товаров. Применяется также система контрактов на поставку товаров для государственных нужд, в ограниченных объемах используются договоры мены (бартера).

Российская хозяйственная практика отличается большим богатством. В ней наряду с куплей-продажей широко используются в качестве самостоятельных договоры поставки и контрактации сельскохозяйственной продукции. Однако это лишь внешнее видовое богатство, не подкрепленное ни в теории, ни на практике глубоким содержательным разнообразием.

Курс на создание рыночной экономики повлек изменения в законодательном регулировании товарных сделок в России. Под влиянием зарубежного права ГК РФ закрепил договор купли-продажи в качестве общевидовой модели реализационных договоров. Так, гл. 30 ГК РФ называется «Купля-продажа». Она включает в себя кроме купли-продажи другие основные виды реализационных договоров: поставки, контрактации сельскохозяйственной продукции, поставки для государственных нужд и иные. Вместе с тем регулирование реализационных договоров в ГК РФ характеризуется серьезными просчетами и несоответствиями.

В гл. 30 ГК РФ выделен параграф 1: «Общие положения о купле-продаже». К сожалению, в параграфе об общих положениях не дается оснований для разграничения между видами реализационных договоров и не предлагается критериев для выбора того или другого договора.
Однако основной недостаток состоит в том, что, урегулировав в ГК РФ розничную куплю-продажу, разработчики кодекса не сумели выделить и отдельно урегулировать оптовую куплю-продажу. Договор оптовой купли-продажи в нынешнем ГК РФ не нашел себе места, как это было и в ГК РСФСР. В результате один из наиболее значимых договоров рыночных отношений — оптовой купли-продажи — на практике регулируется набором норм, содержащихся в разных параграфах ГК РФ и даже в разных нормативных актах. Отсутствие в законе в качестве самостоятельного вида договора оптовой купли-продажи подталкивает миллионы предпринимателей к заключению договоров поставки, даже когда для этого отсутствуют объективные основания. Сохраняется дисгармония с зарубежным законодательством, основывающим торговое предпринимательство на модели договора продажи.
Для понимания особенностей применения реализационных договоров в торговой сфере необходимо рассмотреть два явления, радикальным образом воздействующие на обязательственные отношения в торговле. Это определение сущности оптовой торговли и учет требований защиты интересов потребителей. Явления эти имеют определенную связь между собой.

В советский период под оптовой торговлей понималась деятельность по перемещению товаров от изготовителей и оптовых посредников в организации розничной торговли. Что касается обеспечения необходимыми ресурсами производственных и иных организаций и учреждений, то оно составляло самостоятельный сектор товарообращения и именовалось материально-техническим снабжением. Для руководства ими в стране существовали две различные системы планового распределения, возглавлявшиеся Минторгом СССР и Госснабом СССР.

На Западе подобного разграничения не проводилось никогда, и продажа любых товаров, кроме реализуемых гражданам через розничную торговую сеть, всегда понималась как оптовая торговля.
В связи с ликвидацией в нашей стране системы административно-планового распределения ресурсов, а также под воздействием зарубежной практики произошли изменения в понимании оптовой торговли. Введенный с 01.01.2000 ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» закрепил определение понятия оптовой торговли. Это торговля товарами с последующей перепродажей или профессиональным использованием.

Таким образом, оптовой торговлей стало признаваться все товарное обращение, за исключением торговли розничной. Исчезло прежнее разделение материального снабжения организаций ресурсами для производственных (хозяйственных) нужд и оптовой торговли, обеспечивающей товарами розничную торговую сеть.

Закрепленное стандартом определение выглядит более точным с экономической точки зрения, поскольку для экономистов не имеют значения направления движения товаропотоков. В современной экономической литературе оптовый товарооборот принято рассматривать как совокупный объем продаж товаров производственными и торговыми организациями, а также посредниками другим организациям для последующей реализации населению или для производственного (хозяйственного) потребления. Однако в социальном отношении такое определение является неприемлемым, поскольку препятствует решению важных для общества задач.

По известному методологическому правилу любые определения не могут претендовать на истинность и завершенность. Они всего лишь лексическое обозначение объекта. Поэтому среди различных определений, обозначающих объект, необходимо выбирать не кажущееся более точным, а наиболее полезное с учетом решаемых на его основе задач. По этим причинам «точные» естественные науки вообще не работают с определениями понятий.

Между тем при разработке ГОСТ Р 51303-99 не были учтены кардинальные изменения в регулировании продаж товаров населению. Такие изменения произошли на Западе примерно 40 лет назад, а в нашей стране начались лишь с ликвидацией административно-плановой системы управления экономикой. Если за рубежом уже оформилось новое научное направление по защите прав потребителей, то у нас эти проблемы пока еще не осознаны глубоко наукой, в том числе правовой.
Указанные изменения происходят в русле идеологии обеспечения прав граждан и выражаются в усилении законодательной защиты интересов граждан-потребителей. Этим целям служит Закон РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей», положения § 2 гл. 30 ГК РФ и ряд других федеральных законов. В данном отношении достаточно сравнить прежний и новый КоАП, в котором почти в 5 раз увеличилось число норм об административной ответственности за нарушения прав потребителей.

В результате изменений требований к розничной торговле в ее взаимоотношениях с потребителями претерпевает изменения и деятельность по продвижению товаров от изготовителей и оптовых организаций в розничную торговую сеть. Она приобретает существенные и устойчивые отличия от других секторов товарного обращения. Здесь принцип обеспечения прав и интересов граждан как потребителей должен превалировать над принципом свободы договора.

С учетом изложенных обстоятельств имеется необходимость выделить в товарном обращении участок оптовой торговли в специальном значении — для целей обеспечения интересов потребителей. Оптовой торговлей (в специальном значении) предлагается считать деятельность по продвижению товаров на возмездной основе от изготовителей и оптовых посредников в организации розничной торговли для последующей продажи населению. Выделение оптовой торговли в таком виде имеет принципиальное значение, оно необходимо в интересах всего населения. Целью такой оптовой торговли является содействие полному и своевременному поступлению в розничную сеть товаров, необходимых населению и отвечающих его запросам.