Коммерческое поручение и агентирование

Слово поручение по-латыни звучит как «комиссия» (точнее — «комиссио»). Однако в практике договор поручения сформировался как самостоятельный вид, отличный от комиссионного договора.
Согласно ст. 971 ГК РФ поручение — это договор, в силу которого одна сторона — поверенный обязуется совершить от имени и за счет другого лица — доверителя определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.

Договор поручения, как и договор комиссии, направлен на предоставление юридических услуг. Вместе с тем поверенному приходится наряду с юридическими совершать определенные фактические, предметные действия, однако это не меняет природы обязательства. Видовая сущность каждого договора определяется его основной целью, а не сопутствующими моментами. Поскольку выполнение одних лишь фактических действий не обеспечивает достижение цели поручения, то основным в нем приходится признавать юридические обязанности поверенного.

Договоры поручения приобретают все большее распространение в коммерческой сфере, где на их основе совершаются разнообразные торговые сделки. В торговом предпринимательстве поручение характеризуется особыми чертами, постепенно обособляясь в самостоятельный вид договора. Для учета специфики такого договора используется термин «коммерческое поручение».

В практике широко применяются как разовые, так и долгосрочные или постоянные поручения на совершение торговых сделок. Здесь в качестве поверенных выступают торговые и иные представители. Подобную работу ведут различные посреднические фирмы, заключающие договоры от имени и за счет доверителя. Такую деятельность осуществляют индивидуальные предприниматели: торговые и финансовые брокеры, маклеры.

Содержание прав и обязанностей поверенного определяется рядом документов, прежде всего — договором поручения. В нем указываются содержание необходимых юридических действий, сроки их исполнения, размер и порядок уплаты вознаграждения.

Поскольку работники организации-поверенного вступают в отношения с третьими лицами, они обязаны подтвердить наличие полномочий на совершение действий от имени доверителя. Поэтому кроме договора поверенному зачастую необходима еще и доверенность, которую обязан выдать доверитель (п. 1 ст. 975 ГК РФ).

Надлежит разграничивать случаи, когда для совершения действий от имени доверителя достаточно ссылки на договор поручения, а когда требуется еще и доверенность. Доверенность обычно необходима для заключения договоров и совершения действий с товарными ценностями, деньгами доверителя, оформления ценных бумаг. Доверенность конкретизирует и уточняет объем полномочий поверенного, его права и обязанности.

Имеется еще один регулятор, который наряду с договором и доверенностью определяет права и обязанности поверенного. Статья 973 ГК РФ устанавливает, что поверенный выполняет данное ему поручение в соответствии с указаниями доверителя. Такие указания обычно даются в ходе исполнения договора, они могут быть устными и письменными. В договоре необходимо определять порядок фиксирования даваемых доверителем указаний, их подтверждения. Данное условие чрезвычайно актуально именно для договоров коммерческого поручения.

Указания позволяют в интересах доверителя оперативно корректировать первоначальные условия договора. По этим причинам закон устанавливает приоритет указаний доверителя над другими документами. В силу ст. 973 ГК РФ поверенный считается надлежаще исполнившим свою обязанность, если он совершил порученные действия в полном соответствии с указаниями доверителя. При этом в законе говорится об указаниях, а не собственно о договоре поручения.

Для торговых отношений п. 3 ст. 973 ГК РФ устанавливает, что поверенному, действующему в качестве коммерческого представителя, доверителем может быть предоставлено право отступать от его указаний без предварительного запроса об этом. Коммерческий представитель обязан в разумный срок лишь уведомить доверителя о допущенных отступлениях, к тому же если иное не предусмотрено договором поручения.

Указания доверителя в отношении условий продажи (покупки) товаров могут касаться цены, количества, качественных показателей товара, сроков отгрузки, гарантий платежа и т. п.
Закон обязывает поверенного сообщать доверителю по его требованию сведения о ходе исполнения поручения. Поверенный должен без промедления передать доверителю все полученное в связи с исполнением поручения: товары, денежные суммы, ценные бумаги, подписанные оригиналы договоров и иные документы, удостоверяющие возникновение обязательств в результате действий поверенного.
Договор поручения исполняется не только в интересах, но и за счет доверителя. Поэтому в обязанности доверителя входит возмещение поверенному всех расходов в связи с исполнением поручения. Это могут быть как прямые расходы по оплате стоимости приобретенного товара, так и иные необходимые затраты: оплата проезда, телефонных переговоров, печатания и удостоверения документов и др.

Общепринятая практика исходит из того, что поверенный не должен вкладывать в чужое дело собственные деньги. Поэтому доверитель обязан заранее обеспечить его средствами для исполнения поручения, выдав ему необходимый аванс. Окончательные расчеты производятся при сдаче исполнения.

Для договоров коммерческого поручения выплата вознаграждения является обязательной, если только сторонами не оговорен его безвозмездный характер. При неуказании в договоре размера вознаграждения он определяется по правилам ст. 424 ГК РФ. В целях стимулирования деятельности поверенного в договорах коммерческого поручения целесообразно предусматривать, что в случае продажи (приобретения) товара по более выгодной цене дополнительно полученная выручка распределяется между доверителем и поверенным поровну или в иной пропорции.

Договор поручения носит доверительный характер. С учетом этого ст. 977 ГК РФ устанавливает, что доверитель вправе отменить поручение, а поверенный — отказаться от договора. Об одностороннем отказе от договора стороны обязаны заявить за 30 дней или в иной предусмотренный договором срок. Право участников на отказ от договора носит безусловный характер, отказ не требует своего обоснования. Более того, закон объявляет ничтожными соглашения о недопустимости отказа от договора поручения.

Доверитель, отменивший поручение, обязан возместить издержки поверенного и выплатить ему часть вознаграждения соразмерно выполненной работе. Обычно в зачет таких затрат идет уплаченная сумма аванса. Поверенный, со своей стороны, должен заблаговременно известить доверителя об отказе вести его дело, чтобы не создать затруднений для последнего.
Агентские договоры были распространены в стране до октябрьского переворота и в период нэпа и назывались «агентурными соглашениями». В 1920-х гг. издается ряд законодательных актов о торговом агентировании. Однако ГК РСФСР и Основы гражданского законодательства от 31.05.91 не содержат упоминания об агентском договоре.

Развитие торгового оборота потребовало создания специальных договорных институтов, которые содействовали бы установлению связей между субъектами торговли, не создавая вместе с тем договорных цепочек по продвижению товара. Этим целям служат, в частности, агентские договоры.
Согласно ст. 1005 ГК РФ по такому договору одна сторона — агент обязуется совершить по поручению другой стороны -принципала юридические и иные действия от своего имени и за счет принципала либо от имени и за счет принципала. В зарубежной практике допускается возможность для агента действовать в интересах принципала, не называя имени этого принципала в целях сохранения коммерческой тайны.

К агентским отношениям в зависимости от того, от чьего имени (принципала или агента) совершаются сделки, помимо норм гл. 52 ГК РФ «Агентирование» субсидиарно применяются нормы ГК РФ о договорах комиссии и поручения. Отдельные виды агентирования (финансовое, судовое и др.) регулируются также специальными законами.

В юридической литературе высказываются суждения об агентировании как о гибриде договоров поручения и комиссии. Такие взгляды неверны. Агентский договор не просто объединяет, но он расширяет возможности договоров комиссии и поручения, трансформируясь в самостоятельный договорный вид. Агентские договоры очень богаты по своим регулятивным возможностям. В зарубежной практике сформировалось и устойчиво применяется более ста подвидов агентских договоров.

В России возможности этого договора пока используются довольно слабо, хотя некоторые самостоятельные его подвиды уже сложились: финансовое, судовое, страховое, туристическое агентирование, риэлтерство и др. Та же транспортная экспедиция, которую цивилистика пока четко не классифицировала — это агентский договор.

Развитие агентирования вызвано важными потребностями торгового оборота. Агентские договоры позволяют выделить из общего состава деятельности какие-то сложные обязанности, требующие профессиональной подготовки и опыта, и поручить их выполнение агентским фирмам. Последние в силу специализации способны выполнить порученные им операции экономичнее и качественнее. Возложение принципалом постоянных или разовых заданий на агентов, находящихся в других регионах, освобождает от необходимости создания там филиалов.

Агент обычно совершает для принципала большое число разнообразных операций, выполняя одновременно действия как юридического, так и фактического характера. Все эти действия не регламентируются детально в договоре, чтобы не ограничить оперативную самостоятельность агента. Определяются лишь основные обязанности агента и необходимые результаты работы. Агентские отношения в торговом обороте нередко носят продолжительный характер и оформляются долгосрочными договорами.

Агент, подобно поверенному или комиссионеру, должен исполнять поручение лично. Возложение исполнения обязательства на субагентов допускается лишь с согласия принципала. Он обязан руководствоваться договором и указаниями принципала. Важным моментом коммерческого агентирования является возможность для агента при отсутствии указаний принципала действовать в соответствии с обычаями торгового оборота.

Агент может действовать от своего имени или от имени принципала. Для совершения действий от имени принципала (это более распространенная модель отношений) кроме договора требуется доверенность. Стороной в сделках, совершенных от имени принципала, признается принципал. В этих случаях в результате действий агента между продавцом и покупателем устанавливаются прямые договорные связи. Соответственно, в договоре подлежат урегулированию все условия, необходимые для реализационных сделок.

Агент не несет риска убытков по таким сделкам, поскольку все права и обязанности устанавливаются для принципала. Однако агент отвечает за ненадлежащее исполнение собственных обязанностей, совершаемых непосредственно им действий: оформление документов, проверку товара и т. п.

В случае, когда в агентском договоре предусмотрены общие полномочия на совершение сделок от имени принципала, последний в отношениях с третьими лицами не вправе ссылаться на отсутствие у агента надлежащих полномочий, если не докажет, что третье лицо знало или заведомо должно было знать об ограничении полномочий агента. В соответствии с существующей практикой ограничения полномочий агента не могут касаться определения категорий покупателей (продавцов) товара.
При заключении агентом договора от своего имени приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или даже вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. Поскольку сделка совершается за счет принципала, риск неисполнения обязательства третьими лицами, как и в договорах комиссии, ложится на принципала. Требования из таких договоров к третьим лицам заявляются самим агентом либо, если это предусмотрено договором, принципалом, которому агент переуступает права требования по сделке.

Право на получение агентом вознаграждения становится в зависимость от результата, каковым признается выполнение агентом обязанностей, предусмотренных договором. Если в договоре не определен порядок уплаты вознаграждения, то оно подлежит уплате в течение 7 дней с момента представления агентом отчета за прошедший период или за выполнение всего объема работ. К отчету должны быть приложены необходимые доказательства расходов, произведенных агентом в связи с исполнением договора. Принципал, имеющий возражения по отчету агента, должен сообщить о них агенту в течение 30 дней со дня получения отчета. В противном случае отчет считается принятым принципалом. Расходы по выполнению поручения возмещаются агенту независимо от результата, если иное не предусмотрено договором.

Отдельного упоминания требует торговое агентирование, осуществляемое за рубежом. Утвержденный Международной торговой палатой Типовой коммерческий агентский контракт (изд. 1991 г. № 496) предусматривает, что торговый агент не совершает сделок, если это специально не оговорено контрактом, а лишь подыскивает возможного покупателя. В силу п. 2 ст. 182 ГК РФ лица, уполномоченные на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок, не являются представителями. Договор с покупателем заключает сама организация, в интересах которой работает агент. Торговое агентирование при отсутствии отношений представительства нередко именуется простым посредничеством. Привлечение агентов активизирует продажи, позволяет избежать многозвенности торговых договоров, ведет к снижению трансакцион-ных издержек.
Агент осуществляет деятельность на определенной территории. Он должен обеспечить организацию продаж в соответствии с общими условиями договора купли-продажи, переданного ему фирмой. Агент и принципал могут договариваться об объеме продаж на каждый год. Однако невыполнение согласованного минимума продаж не рассматривается как нарушение со стороны агента. Агент информирует принципала о конъюнктуре рынка, состоянии конкуренции на своей территории.
Агент обязан убедиться в платежеспособности покупателя, чьи заказы он передает принципалу. Агент имеет право на вознаграждение за все продажи товаров, совершенные принципалом в пределах действия контракта на обусловленной территории, а по законодательству Европейского союза — даже в течение 6 месяцев по окончании контракта. Контракт может быть расторгнут по письменному заявлению любой из сторон.

К числу агентских относится договор транспортной экспедиции. Однако услуги по этому договору оказываются не по поводу реализации товара, а в связи с процессом перевозки. Поэтому данный договор нельзя отнести к торгово-посредническим. Он входит в группу договоров, содействующих торговле, и должен рассматриваться вместе с ними.