Понятие участников торговой деятельности

По традиции, сложившейся столетия назад, в качестве основной фигуры, главного субъекта торгового оборота рассматриваются торговые общества либо отдельные торговцы. С учетом этого в зарубежных торговых кодексах и литературе по коммерческому праву в качестве центрального при характеристике субъектов торговых отношений выделялось понятие «коммерсант». Однако развитие товарного обращения потребовало пересмотра такого подхода.

В современном торговом обороте помимо собственно торговцев активно участвуют и играют значимую роль и другие группы лиц. Огромные масштабы и постоянное развитие торговли создали значительное разнообразие ее субъективного состава.

Так, участниками торговой деятельности являются все организации, изготавливающие товары для реализации. Еще в XIX в. К. Маркс писал: «Коммерческая деятельность, включая сбытовую, отнюдь не побочная операция изготовителя, а является теперь исключительной операцией особого рода» (Маркс К„ Энгельс Ф. Соч. Т. 25. С. 297).
Увеличение объемов производства и насыщение рынка резко повысили значение сбытовой функции, повлекли подчинение производства задаче реализации товара. В результате организации-изготовители стали обязательными участниками торгового оборота.
Расширилось участие в торговой деятельности профессиональных торговых организаций и индивидуальных предпринимателей. Наш великий писатель А. И. Солженицын называет русское купечество «сгустком национальной энергии» — это очень высокая оценка. В развитых странах торговля относится к престижным видам деятельности, она имеет устойчиво высокий статус в шкале социальных оценок.

Торговля в настоящее время превратилась в один из ведущих секторов российской экономики. В 2004 г. более трети от общего числа зарегистрированных юридических лиц составляли торговые организации. Доля торговли в составе ВВП превышает 20%, тогда как в советский период она составляла 5 процентов. За последнее десятилетие торговля превратилась в одну из ведущих бюджетообразующих отраслей.

С точки зрения отраслевой структуры товарного обращения в круг участников торговой деятельности входят организации оптовой торговли, розничной торговли, общественного питания, а также иные организации, участвующие в торговле или оказывающие услуги по продвижению товаров на рынке.

Как отмечалось ранее, участниками коммерческой деятельности признаются также все организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие товары, материалы, комплектующие изделия для использования в производственном процессе или иного хозяйственного потребления.

Участие огромного круга субъектов в совершении торговых операций, различие выполняемых при этом функций сняло необходимость использования для обозначения участников торговой деятельности термина «коммерсант», закрепленного в зарубежных торговых кодексах. Этот термин приобрел новое значение, стал служить иным целям. Коммерсантом может называться любое лицо, осуществляющее торговлю товарами в форме предпринимательства. Вместе с тем действия в качестве коммерсанта налагают на лицо определенные обязанности.

Так, например, согласно ст. 2—104 Единообразного торгового кодекса США коммерсантом признается тот, кто совершает операции с товарами определенного рода или может рассматриваться как обладающий особыми знаниями и опытом в отношении предмета сделки по роду своих занятий, характеру поведения или использованию посредника. Следовательно, понятие «коммерсант» означает лицо, сведущее в отношении предмета сделки, в отличие от другой стороны (некоммерсанта), которая не обладает соответствующими знаниями и опытом. В отношениях с коммерсантом такое лицо (некоммерсант) в силу общеправовых требований равенства и справедливости подлежит повышенной защите со стороны закона.

В большинстве зарубежных торговых кодексов состав участников торгового оборота определен достаточно детально. Так, Германское торговое уложение закрепляет 4 вида своих субъектов. Это: 1) надлежащие коммерсанты, т. е. те, кто осуществляет торговую деятельность в виде промысла; 2) коммерсанты по форме — все акционерные и хозяйственные общества, независимо от содержания деятельности; 3) коммерсанты по необходимости; 4) так называемые «неполные купцы» — мелкие товаропроизводители и торговцы. Любое лицо для совершения торговых сделок должно быть зарегистрировано в торговом реестре.

Приведенная классификация чрезвычайно условна и мало применима. Важно, однако, другое. По германскому закону все лица, участвующие в торговле, руководствуются правилами деятельности коммерсантов, в том числе особыми правилами заключения и исполнения договоров. Они обязаны вести по единым требованиям документацию о торговых операциях. Такой порядок значительно упрощает доказывание при возникновении споров и контроль в фискальных целях.