Содержание курса коммерческого права

Основное содержание курса коммерческого права составляет правовое регулирование торговых действий, совершаемых по поводу обращения товаров и имеющих целью извлечение прибыли. В тех случаях, когда товары используются непредпринимательскими организациями, их приобретение не создает прибыли. Однако оно служит необходимым условием обеспечения жизнедеятельности таких организаций и потому включается в сферу коммерческого права.

К собственно торговым действиям примыкает огромное число вспомогательных и побочных действий (доставка, хранение, привлечение агентов и др.), которые также признаются торговыми, поскольку служат увеличению торговой прибыли. Без большинства таких действий осуществление торговли в современных условиях просто невозможно, вне торговли эти действия утрачивают свое значение. Изучение правового регулирования такого рода действий составляет важную часть дисциплины коммерческого права.

Имеется еще одна совершенно особая теоретическая и практическая задача коммерческого права — правовое содействие становлению российского товарного рынка. Она свойственна именно российскому коммерческому праву и обусловлена происшедшим в стране изменением экономического строя. Очевидно, что, не создав необходимые звенья рыночной системы, нельзя рассчитывать на успешное развитие рыночных отношений.

Формирование структуры и инфраструктуры товарного рынка, налаживание устойчивых торгово-хозяйственных связей имеют решающее значение для преодоления нынешнего бедственного состояния страны, для нормального развития экономики. Названные проблемы с необходимостью должны включаться в предмет науки коммерческого права и сферу регулирования торгового законодательства.

Таким образом, теория коммерческого права призвана изучать и подготавливать научно обоснованные предложения о законодательных мерах по совершенствованию организации субъектов торгового оборота, развитию структуры и инфраструктуры товарного рынка. Этот важный участок товарного обращения не может оставаться вне поля зрения коммерческого права, хотя он стоит достаточно обособленно к основному содержанию данной дисциплины.

Сходным образом, хотя процесс розничной торговли традиционно не рассматривается коммерческим правом, западные коммерциалисты в настоящее время активно занимаются законодательством о защите прав потребителей. Объективная необходимость рассмотрения этих вопросов обусловливается их пограничным положением с проблематикой коммерческого права, важностью учета прав потребителей не только на всех стадиях продвижения товара, но даже в процессе его производства.

К национальному коммерческому праву примыкает международное коммерческое право (право международной торговли), на объективный процесс формирования которого обращали внимание еще П. П. Цитович и А. Ф. Федоров в начале XX в. В последние десятилетия в связи со значительным увеличением объемов нормативного материала по праву международной торговли, образованием нового lex mercatoria эта проблема актуализировалась. В настоящей книге по мере необходимости указываются нормативные акты международного коммерческого права.