Определение качества товаров

Одним из важнейших для реализационных договоров является условие о качестве продаваемых товаров. Под качеством принято понимать совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.
Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», принятый с учетом требований ВТО, кардинально изменил ранее существовавшую систему правового регулирования качества. Закон ввел ряд новых инструментов регламентации качества, а именно: техническое регулирование, технический регламент, международный стандарт, национальный стандарт, оценка соответствия, декларирование соответствия, знак обращения на рынке и др. Они требуют быстрейшего освоения и внедрения в коммерческую практику.

Закон предусматривает издание общих и специальных технических регламентов. Они принимаются международным договором России, федеральным законом, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ. Общие регламенты устанавливают обязательные для исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям, сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Специальные технические регламенты устанавливают требования к отдельным видам продукции и процессам, в отношении которых недостаточно предписаний общих технических регламентов. Всего до 2007 года предусматвается издать 350 - 400 технических регламентов.

Предусмотрен отказ от централизованного определения качества товаров через множество (22 тыс.) ГОСТов и иных документов, детально регламентировавших требования к изделиям вплоть до их цвета и формы. Важнейшими принципами стандартизации названы добровольность применения стандартов и недопустимость их противоречия требованиям технических регламентов. Требования стандартов в отношении качества рассматриваются как минимальные. Они могут без ограничений дополняться в договорах более высокими показателями.

Видами стандартов, согласно ст. 13 Закона, являются национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации и стандарты организаций. Закон допускает также возможность применения международных стандартов. Имеется более 12 тысяч таких стандартов, принятых Международной организацией по стандартизации (ИСО).

Проекты национальных стандартов могут разрабатываться любыми субъектами, которые вносят их на утверждение Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии. Стандарты организаций разрабатываются и утверждаются самой организацией, заинтересованной в этом. Организация, разработавшая проект такого стандарта, может направить его на экспертизу в названную Федеральную службу, которая дает свое заключение по проекту.

Национальные стандарты и стандарты организаций применяются независимо от страны или места происхождения товара. Поэтому стандарты могут быть установлены на товары, приобретенные у других лиц либо закупленные по импорту и реализуемые в России. Данное правило означает также возможность применения одной организацией стандарта, разработанного и утвержденного другим субъектом. При этом лицо, применяющее стандарт, обязано указать, какой организацией утвержден стандарт, его название, номер и дату утверждения.

Другим инструментом регулирования качества, подлежащим применению в торговом обороте, является сертификация или, что одно и то же, — подтверждение соответствия качества заявленным требованиям. Изготовитель или продавец подтверждают путем сертификации соответствие своих товаров требованиям применяемых стандартов или условиям заключенных договоров. Итак, сертификация служит инструментом обеспечения соблюдения применяемых стандартов или показателей качества, указываемых продавцом в договоре.

Подтверждение соответствия качества заявленным требованиям бывает обязательным или добровольным. Сама процедура подтверждения может основываться: а) на проверке качества товара органом по сертификации или б) на подаваемой заявителем декларации о соответствии.
Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, установленный постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1013. предусматривал необходимость сертификации до 80% товаров потребительского назначения. Сейчас он значительно сокращен согласно постановлению Правительства РФ от 10.02.2004 № 72. Обязательная сертификация проводится органом по сертификации с проверкой самих товаров, а в необходимых случаях — даже наличия у изготовителей возможности обеспечить устойчивый уровень качества. При прохождении сертификации лицу выдается сертификат соответствия.

Наряду с чтим обязательное подтверждение соответствия товаров по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 07.07.99 № 766. осуществляется путем подачи заявителем декларации в орган но сертификации. К декларации прилагаются техническая документация, результаты исследований (испытаний) и измерений и другие доказательственные материалы. Оформленная по установленным правилам декларация подлежит регистрации Федеральной службой по техническому регулированию и метрологии. Зарегистрированная декларация служит документом, подтверждающим соответствие товара положениям стандартов или условиям договоров.

Добровольное сертифицирование производится по инициативе заявителя на основании договора с органом по сертификации. Коммерческая организация или объединение организаций могут создавать системы добровольной сертификации на целые группы товаров. Для подтверждения их соответствия организация или объединении направляют в орган по сертификации комплект необходимых документов. Эти документы подтверждают соответствие товара требованиям стандарта или условиям заключаемых договоров, а также наличие у заявителя возможности устойчивого обеспечения надлежащего качества товаров.

Орган по сертификации:

1) выдает заявителю сертификат соответствия на товар, пришедший добровольную сертификацию;

2) предоставляв заявителю право на применение знака соответствия, если это предусмотрено системой добровольной сертификации, в которую входит заявитель.

Товары, сертифицированные на соответствие национальному стандарту, могут маркироваться знаком соответствия национальному стандарту. Вид знака соответствия, предусматриваемого системой добровольной сертификации, определяется самой системой добровольной сертификации. Остальные товары, соответствие которых установленным требованиям подтверждено в порядке, установленном Федеральным законом «О техническом регулировании», маркируются знаком обращения на рынке. Указанный знак наносится в информационных целях, а его изображение устанавливается Правительством РФ.

Закупаемые по импорту товары, подлежащие обязательной сертификации, должны быть предварительно сертифицированы в России в общеустановленном порядке. Сейчас контроль за соответствием импортных товаров целям стандартизации крайне слаб. По данным печати, российский продовольственный рынок стал сегодня всемирной помойкой. В Россию нередко бесконтрольно ввозятся продукты, запрещенные к употреблению в развитых странах. Причем ввозятся по бросовым ценам, из-за чего их охотно покупают недобросовестные торговцы, наживающие на этом огромные прибыли.

Как распределяются обязанности по обеспечению качеством между субъектами торгового оборота? По смыслу закона, изготовитель и оптовая организация — продавец несут ответственность за соответствие товара принятому стандарту или условиям договора, а также правильное использование сертификата соответствия, декларации о соответствии и знака соответствия или знака обращения на рынке. Оптовые и розничные торговые организации при продаже приобретенного товара отвечают за само наличие сертификата соответствия или декларации о соответствии и знака соответствия (знака обращения на рынке) на реализуемом товаре, когда сертификация обязательна либо когда ее добровольное проведение предусмотрено договором с продавцом.

Требования стандартов и способы подтверждения соответствия должны учитываться при заключении и исполнении торговых договоров. ГК РФ вообще не упоминает о стандартах и не предусматривает механизмы привязки стандартов к условиям договоров. В результате деятельность по стандартизации и договорная работа оказались оторваны друг от друга. В немалой степени по этой причине в последние годы контролирующими органами отмечается ухудшение качества российских товаров.

Для привязки в договорах показателей качества товаров к требованиям стандартов могут использоваться следующие приемы:

1) если на товар имеется стандарт, и стороны условились им руководствоваться, то в договоре должны быть укачаны наименование, номер и дата утверждения этого стандарта. В договоре необходимо также указать наименование организации, утвердившей стандарт;

2) при отсутствии у покупателя текста стандарта следует предусматривать обязанность его высылки вместе с договором или в иной установленный срок, например в 10-дневный. Когда в договоре назван стандарт, а работники фирмы-покупателя его не имеют и не знают, что в нем предусмотрено, они не могут проверить товар по всему перечню установленных в нем требований;

3) при согласии руководствоваться стандартом, в договоре необходимо конкретно укатывать марки, сортность, другие изменяющиеся характеристики, определение которых отнесено стандартом к усмотрению сторон. Для покупателя важно настаивать на поставке изделий лучших сортов и марок или с отдельными более высокими показателями качества;

4) в случае разработки стандарта в виде ступенчатого (порогового), предусматривающего несколько последовательно улучшающихся уровнен качества, надлежит устанавливать в договоре сроки начала поставки изделий улучшенных модификаций;

5) должен быть конкретно определен порядок удостоверения продавцом соответствия товара установленным требованиям. Это может быть условие о высылке продавцом сертификата соответствия (декларации о соответствии), заверенного сертифицирующим органом, нотариусом или продавцом, а также об обязанности проставлять на каждом изделии знак соответствия или знак обращения на рынке.

ГК РФ не только не содержит упоминаний о стандарте, но даже не требует обязательного определения в договорах условия о качестве. Статья 469 ГК РФ устанавливает, что при отсутствии в договоре условия о качестве продавец обязан передать, товар, пригодный для целей обычного использования такого товара. Подобный способ определения качества приемлем для стран с общей высокой культурой производства. Он непригоден для России, где пока низок уровень качества большинства товаров. Поэтому в каждом реализационном договоре следует определять качественные характеристики товара. Это может делаться путем отсылки к показателям соответствующего стандарта, а когда стандарт отсутствует — путем непосредственного определения требований к качеству в договоре.

Улучшение качества — одна из важнейших общегосударственных задач, определяющих положение нации в мире. Государство, которое не смогло наладить изготовление первосортных товаров, всегда будет оставаться обреченным на экономическую зависимость. По уровню качества большинства товаров мы значительно отстаем от развитых стран. Однако основная проблема в том, что сохраняющееся низкое качество наслаивается на правовую и организационную необеспеченность работы по его улучшению, на отсутствие конкуренции между товаропроизводителями.
В деле улучшения качества важно учитывать и использовать правовые возможности, регулятивный потенциал договора. Современной России требуется не просто поддержание качества на уровне стандартов, потому что отечественные стандарты в основном закрепляют низкие показатели качества, тогда как необходимо последовательное улучшение качества большинства производимых товаров. Именно договору, а не системе стандартизации, которая в отрыве от договоров малопригодна для этого, принадлежит ведущая роль в решении данной задачи.
Как же использовать договор для содействия улучшению качества?

Важно прежде всего определять в договоре конкретные показатели качества, не оставлять их неурегулированными, на что совершенно неосновательно ориентирует ГК РФ. Как свидетельствует практика, целесообразно выделять условие о качестве товара в виде самостоятельного раздела договора.

При необходимости детального определения качественных показателей товара они могут излагаться в техническом описании или ином документе, прилагаемом к договору в виде его обязательной части.

Одним из способов регулирования качества товаров в коммерческой практике является поставка по согласованным образцам. Такой порядок удобен при реализации сравнительно недорогих товаров. Продавцом изготавливается образец в одном или двух экземплярах. Образец снабжается этикеткой за подписями сторон, упаковывается и опломбируется. В договоре указываются важнейшие качественные характеристики образца, а также порядок его хранения. В случае возникновения спора о качестве экспертная организация проводит проверку полученных покупателем изделий на соответствие образцу.

Для поставщиков всегда положительные результаты дает разработка стандартов на изготавливаемые (для оптовых организаций — на регулярно поставляемые) товары. Покупатели всегда отдают предпочтение товарам, качественные характеристики которых конкретно указаны в установленной документации. Разработка стандартов и сертифицирование соответствия реализуемых товаров должны составлять необходимую часть конкурентной стратегии фирмы.

При отсутствии стандартов в договоре должны определяться основные показатели качества товаров. Покупателям следует до закупки выяснять, какие недостатки наиболее часто встречаются в соответствующих товарах, и включать в договоры условие о недопустимости таких дефектов. Нужно консультироваться у своих специалистов (мастеров, товароведов), проводить опросы потребителей о том, какие пожелания у них имеются к улучшению качества товара, а затем включать их в договоры в виде требований к продавцам о качестве.

Договор надлежит использовать для последовательного, поэтапного улучшения качественных показателей. Наиболее пригодны для этого долгосрочные договоры, в которых по годам могут наращиваться уровни качества, предусматриваться более высокие пороги качества, Вместе с тем даже в годовых договорах при систематических связях можно каждый раз вводить дополнительные требования к качеству товара, предусматривать улучшение тех или иных характеристик. Позитивные перемены с качеством начнутся тогда, когда в массе договоров появятся подобные условия.
Закон предусматривает, что поставщик удостоверяет качество товара соответствующим документом. Документы о качестве высылаются вместе с товаром, если иное не установлено договором. Вид документа и его содержание определяются стандартом на конкретный товар. Если в стандарте эти вопросы не решены, то вид и содержание документа, а также порядок его представления определяются договором.

Документы о качестве могут быть различными, практика выработала множество их видов. Таковы удостоверение о качестве, паспорт, технический паспорт, инструкция по эксплуатации, комплектовочный талон, ярлык качества и др. Следует учитывать, что сертификата соответствия или декларации о соответствии обычно совершенно недостаточно для удостоверения качества товара, в связи с чем и требуются указанные документы. Роль этих документов возросла. Статья 464 ГК РФ установила, что если документы, относящиеся к товару, не переданы в установленный срок, то покупатель вправе отказаться от товара. Поэтому в договоре должны определяться содержание и порядок высылки такого документа, т. е. какие сведения о товаре в нем указывать, в каком количестве представлять: один экземпляр на партию товара или на каждое изделие, высылать ли его вместе с товаром или отдельно от него.

Высылка документа, с необходимой полнотой удостоверяющего качество товара, крайне важна для проверки товара покупателем, определения надлежащей цены, оперативной передачи в производство или в розничную продажу.

Закон РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» установил, что документация к товару должна представляться на русском языке. Постановлением Правительства РФ от 15.08.97 № 1037 «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товаров информации на русском языке» запрещена продажа товаров, не имеющих информации на русском языке. Однако это важное правило повсеместно нарушается. Организациям-покупателям следует дополнительно закреплять в договоре данное требование в отношении импортных товаров.

В договорах предусматриваются также требования к маркировке товаров и тары. Если маркировка тары предназначена для покупателя и транспортной организации, перевозящей груз, то маркировка товара содержит сведения, необходимые пользователю.

Товарная маркировка наносится на само изделие, на его упаковку либо на прилагаемые ярлык, этикетку, вкладыш. Содержание маркировки определяется правовыми актами, стандартами, в том числе на конкретные виды товаров, а также договором.

На товары потребительского назначения должны наноситься сведения, предназначенные для граждан-покупателей. Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» (ст. 8—12) информация должна содержать адрес и фирменное наименование изготовителя (продавца), цену, гарантийный срок, если он установлен, и другие данные. Состав информации и требования к содержанию информации по группам товаров определены стандартами ГОСТ Р 51121 -97 «Товары непродовольственные. Информация для потребителей. Общие требования» и ГОСТ Р 51074-97 «Продукты пищевые. Информация для потребителей. Общие требования».

Статья 18 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» предусматривает необходимость указания на этикетках, ярлыках либо на листках-вкладышах упакованных пищевых продуктов более широкого круга необходимых сведений для потребителей по данным видам товаров.

Статья 458 ГК РФ установила важное правило: товар не признается готовым к передаче, если он не маркирован или иным образом не идентифицирован для целей договора. Это означает, что при отсутствии маркировки и иной необходимой информации товар не признается поставленным, а обязательство не считается исполненным. Установление такого порядка резко повышает значимость маркировки, четкого определения в договоре содержания маркировки и иной информации и способа ее нанесения.

В 1977 г. международной организацией EAN был разработан Европейский стандарт символьной маркировки — штриховая маркировка. Она представляет собой сочетание 13 штрихов и пробелов разной толщины. Штриховой код наносится на изделие типографским способом или приклеиваемой этикеткой. Он считывается сканирующим устройством. В соответствии с законодательством Европейского союза товары без штриховой маркировки не допускаются к продаже.
В России общее руководство работой по штриховому кодированию товаров осуществляет Внешнеэкономическая ассоциация автоматической идентификации — ЮНИСКАН. По запросам организаций ЮНИСКАН выдает им коды для маркировки производимых товаров, ведет соответствующий банк данных.
Линии штриховой маркировки состоят из 4 групп. Линии первой группы обозначают код страны — изготовителя товара. Линии второй группы присваиваются ЮНИСКАН конкретной организации — изготовителю или продавцу товара. Последующая группа знаков кода разрабатывается изготовителем (продавцом) товара и отражает информацию о товаре, необходимую для самого изготовителя и для покупателей товара. Последний разряд кода является контрольным числом алгоритма.
Штриховая маркировка обычно используется одновременно с наносимым ниже ее «бар-кодом» — цифровой кодированной маркировкой. Штриховая и цифровая маркировка считываются сканирующим устройством. Символьная маркировка дает возможность программного регулирования многих торговых операций, таких, как учет количества произведенных товаров в развернутом ассортименте, контроль за поступлением и реализацией товаров, оперативное пополнение запасов товара на складе и в торговом зале и др.

С качеством связано также установление гарантийных сроков и сроков годности либо сроков службы изделий.

Под гарантийным понимается срок, в течение которого проданный товар должен соответствовать требованиям к его качеству, заявленным продавцом. Сроки гарантии устанавливаются стандартом на соответствующий товар либо предусматриваются в договоре. В договоре могут быть предусмотрены более длительные сроки гарантии против указанных в стандарте. По ст. 471 ГК РФ гарантийный срок начинает исчисляться с момента передачи товара покупателю, если иное не предусмотрено договором.

Срок годности — это период, в пределах которого изделие обнаруживает свои потребительские свойства либо допустимо к употреблению. Для машин, приборов и других товаров длительного пользования могут устанавливаться сроки службы. В соответствии со ст. 478 ГК РФ срок годности исчисляется от даты изготовления товара. Срок службы исчисляется со дня передачи товара потребителю. Перечень товаров длительного пользования, на которые изготовитель обязан установить срок службы, утвержден постановлением Правительства РФ от 16.06.97 № 720. В этом же постановлении содержится перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению.

При закупках товаров со сроками годности важно предусматривать в договоре условие об остаточном сроке годности, конкретно определяя его. Например, при покупке партии цемента с годичным сроком годности в договоре может быть предусмотрено, что остаточный срок годности на момент поступления цемента к покупателю должен составлять не менее 2/3 общего срока годности. Одновременно должны предусматриваться последствия несоблюдения этого условия в виде права отказаться от принятия и оплаты товара, а также обязанности продавца самому вывезти этот товар от покупателя. Оставление несогласованными указанных условий ведет к значительным потерям для покупателей и экономики страны в целом.

Наряду с качеством в договоре решаются вопросы комплектности. Под комплектностью понимается набор из изделия и отдельных вспомогательных или запасных частей к нему, его принадлежностей. Таким образом, комплект — это установленный перечень из основного и вспомогательных изделий, принадлежностей. Все единицы комплекта должны отгружаться покупателю одновременно, если иное не предусмотрено сторонами.

Комплектность устанавливается стандартом на соответствующее изделие или договором. В договорах может предусматриваться поставка товаров с дополнительными частями комплекта за специальную плату либо без отдельных единиц комплекта. Изменение комплектности производится по требованию покупателя.