Торговое посредничество и представительство

Коммерческая деятельность по своей природе предполагает широчайшее использование посредничества и связанного с ним представительства. Именно в торговле посредничество и представительство получили детальную разработку и многообразие проявлений. Здесь они активно развиваются соответственно развитию и изменяющимся требованиям самой торговли.

Торговое посредничество давно превратилось в самостоятельный вид предпринимательства. В рыночном обществе посредническая деятельность приобретает одно из приоритетных значений как механизм, способствующий развитию торгово-хозяйственных связей, активизации продаж товаров. Проводимые исследования свидетельствуют о том, что существует прямая зависимость между общим состоянием экономики и уровнем применения торговых посреднических услуг.

Развитие посредничества в сфере товарного обращения является объективным процессом, отражающим углубление общественного разделения труда. Использование посредников дает производителям и оптовым торговым организациям значительную экономию трудовых и материальных ресурсов, позволяет ускорить совершение торговых операций и улучшить их качество, поскольку посредник обладает более высоким профессионализмом в своей области.

В отличие от широкого понимания посредничества как участия в продвижении товаров от изготовителей к потребителям, в коммерческом праве данный термин имеет иное значение. Оно может пониматься как установление субъектом правовых или экономических отношений с контрагентами при посредничестве либо участии другого лица.

Коммерческое посредничество следует рассматривать как оказание посредником юридических и фактических услуг в осуществлении продаж (закупок) товаров за счет средств других лиц от своего имени или от их имени.

Активное развитие торгового посредничества обусловлено рядом факторов. Привлечение посредников неизмеримо расширяет зоны торговой деятельности коммерсантов, позволяет им проникать на такие рынки, где они сами не могут рассчитывать на успех из-за неизвестности в данном регионе либо незнакомства с особенностями торговли в нем. Если коммерсантом выдано 10 доверенностей разным лицам на ведение торговой деятельности, это означает, что 10 субъектов в различных точках будут осуществлять такую же деятельность, что и сам коммерсант, умножая его доходы.

В юридической литературе укоренился взгляд на посредника как на лицо, «действующее в чужом интересе». Такой подход неверен для коммерческого права. Посредник действительно обязан выполнять данное ему поручение с наибольшей выгодой для принципала (доверителя). Однако он всегда работает за вознаграждение, размер которого обычно увеличивается при более выгодном совершении им сделки. Так что коммерческий посредник действует не только в чужом, но одновременно и в собственном интересе.

Значительные преимущества для самих посредников создаются тем, что ведение их дела обычно не требует значительного вложения денежных средств, как это необходимо, например, для производства товаров или осуществления розничной торговли. Экономический успех посредника зависит от степени его профессиональной подготовки в соответствующих вопросах, деловой активности и инициативы. Участие посредника ведет к определенному увеличению цены товара, однако это увеличение всегда ниже, чем при реализации товара через промежуточные торговые звенья (логические цепочки).

Наряду с содействием в совершении торговых сделок посредники зачастую принимают на себя выполнение дополнительных работ, относящихся практически ко всем этапам осуществления хозяйственных связей. Они могут заниматься поиском и предоставлением информации о потенциальных и приоритетных покупателях и продавцах, анализировать надежность продавца и платежеспособность покупателя, согласовывать содержание или отдельные условия будущих договоров, непосредственно производить приемку, хранение и обработку товаров, страховать их. Однако такие услуги посредников всегда носят дополнительный характер по отношению к главной задаче содействия реализации (приобретению) товара.

Отношения посредничества неразрывно связаны с отношениями по представительству. Связь посредничества с представительством носит однонаправленный характер. Это означает, что посредничество предполагает отношения по представительству, тогда как представительство зачастую не связано с посредничеством. Представительство нередко возникает из закона, из трудового договора, из судебного решения.

П. П. Цитович, детально рассматривавший особенности торгового посредничества и представительства, отмечал, что торговый представитель действует, сам решает дело, имеет свое усмотрение, а не передает лишь чужое решение (подобно нотариусу). Совершаемое им действие есть акт его воли, но это действие относится на имя и на счет его хозяина. На совершение этого действия у представителя: а) было уполномочие, власть; б) хозяин дал ему поручение (приказ). Исполняя своим действием, актом своей воли, волю хозяина, представитель сделал не свое, а чужое дело. Поскольку представитель действует, он должен иметь в своей личности условия дееспособности (Цитович П. П. Очерк основных понятий торгового права. М., 2001. С. 109-110).
Представительство в сфере торговой деятельности является коммерческим и на него распространяются специальные правила ст. 184 ГК РФ. Коммерческое представительство имеет существенную специфику, делающую его особой юридической конструкцией. Коммерческий представитель вправе совершать такие действия, которые не может совершать представитель общегражданский.