Согласование объемов и организации перевозок

До начала перевозок грузоотправителю приходится определять вместе с транспортной организацией объемы подлежащих выполнению перевозок грузов, согласовывать порядок и сроки осуществления перевозок.

Обязательства по объемам перевозок (их также именуют «обязательства по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке») представляют собой самостоятельный вид обязательств с собственным содержанием и ответственностью.

По такому обязательству перевозчик обязуется предоставить транспортные средства (вагоны, контейнеры, автомобили и т. п.) в согласованных объемах и в сроки, а грузоотправитель обязуется погрузить соответствующее количество груза или передать груз перевозчику для погрузки его силами.

Объемы перевозок могут определяться сторонами в договорах об организации перевозок (эти договоры упоминаются в ст. 798 ГК РФ). На разных видах транспорта организационные договоры имеют различное название и неодинаковое содержание.

Так, согласно ст. 10 УЖТ РФ грузоотправители, грузополучатели при систематическом осуществлении перевозок грузов могут заключать с перевозчиками долгосрочные договоры об организации перевозок. В таких договорах определяются предполагаемые объемы перевозок грузов, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок. В соответствии с указанными договорами перевозчики обязуются в установленные сроки принимать грузы в согласованном объеме, грузоотправители обязуются предъявлять их для перевозки.

Статьей 36 УАТ предусмотрено заключение годовых договоров на перевозку грузов, которые могут заключаться на трехлетний срок. В этих договорах согласовываются объемы перевозок на каждый год (с разбивкой по кварталам), условия перевозок и порядок расчетов. До начала каждого квартала перевозчик и грузоотправитель согласовывают объемы перевозок грузов на месяцы, в соответствии с которыми определяются декадные задания на перевозку грузов. На морском транспорте в соответствии со ст. 118 КТМ РФ стороны заключают долгосрочный договор об организации морских перевозок грузов, в котором предусматривают объемы перевозок грузов в навигационный период или на год с разбивкой по месяцам и иные вопросы организации перевозок.
Другим инструментом установления объемов перевозок служат заявки или заказы грузоотправителей. Наличие в организационном договоре согласованных объемов перевозок не освобождает грузоотправителя от необходимости представления заявки.

На железной дороге заявка на перевозку подается грузоотправителем транспортной организации за 10 дней до начала месяца перевозки, а при отправках на экспорт или в прямом смешанном сообщении — за 15 дней. Заявки на перевозку представляются в трех экземплярах с распределением объемов перевозок по видам грузов, по дорогам назначения. Перевозчик обязан в течение трех дней рассмотреть заявку и сообщить грузоотправителю о ее принятии или об отказе в осуществлении перевозки. Грузоотправитель за 3 дня до начала каждой декады представляет на станцию календарное расписание подачи вагонов.

На автомобильном транспорте при наличии согласованных в годовом договоре объемов перевозок и определении декадных заданий на соответствующий месяц перевозки осуществляются на основании подаваемых заявок. Заявка подается грузоотправителем автоперевозчику по установленной форме до 14 часов предшествующих суток, а на междугородние перевозки — за 48 часов.

Если организационный договор между сторонами не заключался, объемы перевозок грузов определяются на основании разовых заказов (заявок) грузоотправителя. Подача заказа (заявки) и ее принятие транспортной организацией могут рассматриваться как заключение договора об определении объемов разовых перевозок. Так, перевозки воздушным транспортом, как правило, осуществляются по разовым заказам.

Организационный договор вместе с заявкой или поданный грузоотправителем разовый заказ (заявка) создают обязательство по объему перевозок. Правильное определение условий таких обязательств весьма важно для осуществления перевозок. Существенное значение имеет указание в договоре необходимых видов транспортных средств, поскольку при оставлении неопределенным этого условия выбор вида транспортного средства осуществляется перевозчиком. Между тем для перевозки соответствующих грузов зачастую необходим специализированный подвижной состав: рефрижераторы, цистерны, цементовозы, автофургоны, самосвалы и т. п. Не менее важно точное определение дней и часов подачи транспортных средств.

Статья 793 ГК РФ говорит об ответственности за невыполнение принятой заявки (заказа) на перевозку или иного договора. Транспортными кодексами предусмотрена высокая штрафная ответственность сторон за невыполнение обязательств по объемам перевозок. Перевозчик отвечает за неподачу транспортных средств в согласованных объемах и в сроки, а грузоотправитель — за неиспользование поданных транспортных средств.

Организационные договоры помимо установления обязательств по объемам перевозок служат налаживанию других сторон транспортного процесса. Так, в организационных договорах на железнодорожном транспорте регулируются важные вопросы порядка подачи вагонов под погрузку и выгрузку (по расписанию, через интервалы или по уведомлению), устанавливаются сроки обработки поданных вагонов, определяются ставки платы за услуги. Предусматривается порядок сдачи-приема вагонов, точное место их передачи, ответственные за это лица.

В таких договорах важно согласовывать меры по усилению сохранности грузов: огораживанию пунктов погрузки и выгрузки, их освещению, оснащению средствами сигнализации. Необходимо предусматривать последовательное повышение уровня механизации погрузки и выгрузки. В настоящее время большинство договоров заключается по утвержденной еще Министерством путей сообщения проформе, содержащей минимальный набор условий, что не способствует решению важных вопросов, возникающих во взаимоотношениях сторон.

На автомобильном транспорте основными видами организационных договоров являются годовой договор на перевозку грузов и договор на централизованную перевозку грузов, заключаемые автотранспортной организацией и клиентом. Понятие централизованной перевозки дается в ст. 38 УАТ. При централизованных перевозках автотранспортные организации, сочетая перевозку и транспортно-экспедиционное обслуживание, производят по договору на перевозку и согласованным графикам завоз всех грузов получателю и вывоз от него всех грузов.

В договорах кроме объемов перевозок предусматриваются виды экспедиционных услуг, оказываемых перевозчиком, согласовываются размеры платы за них, определяются пункты погрузки и выгрузки и другие условия.

Клиенты могут разрабатывать и закреплять в договоре схемы грузопотоков и оптимальные маршруты перевозок товара. При выборе маршрутов следует выпрямлять и сокращать путь движения, что позволяет увеличить число ездок в течение дня. Необходимо избирать линии, более безопасные для движения транспорта и сохранности груза.

Практика перевозок выработала три основных вида маршрутов: линейные, кольцевые и маятниковые.
Линейными маршрутами доставляют товары полногрузным автомобилем в один рейс одному получателю.
Кольцевыми маршрутами товар доставляется одним рейсом нескольким получателям, расположенным в одном населенном пункте. Такой способ позволяет доставлять небольшие партии товара сразу нескольким разным получателям и при этом полнее использовать грузоподъемность автомашин. Здесь в договоре важно определять последовательность завоза в разные точки и учитывать это условие при погрузке в автомобиль грузов для разных получателей.

Маятниковые маршруты используются для того, чтобы при движении в одном направлении выгружать партии товара у различных получателей, а при движении в обратном направлении забирать у покупателей возвратную тару для доставки ее изготовителю. В таких случаях требуется расчет наиболее экономичного маршрута движения, определение последовательности заездов в каждый пункт, правильное размещение в автомобиле грузов, предназначаемых каждому получателю.
Коммерческая практика выработала немало приемов улучшения организации централизованных перевозок. Так, важно согласовывать графики подачи транспорта в течение суток, что позволяет сокращать простои транспорта под погрузкой и выгрузкой. По договору с перевозчиком производится оснащение автомобилей подъемными устройствами для погрузки и снятия грузов (подъемный задний борт, мини-кран), установка в кузове рам для перевозки в лотках полуфабрикатов и хлебобулочных изделий, перевозка одежды со складов в магазины «на вешалах».
Если в договоре соответствующее условие не предусмотрено, то перевозчик не обязан дополнительно оборудовать транспорт с учетом особенностей перевозимого товара. Поэтому нередко приходится наблюдать, как в небольших магазинах продавцы вынуждены разглаживать одежду, доставленную от продавца навалом в мешках.

Имеются и другие приемы ускорения перевозок, повышения экономичности погрузки и выгрузки, сохранения товарного вида изделий, предупреждения потерь от несохранности товара. Такие вопросы касаются особенностей взаимоотношений грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя. Они не могут быть установлены законом и должны предусматриваться в договорах по инициативе заинтересованной стороны.