Защита конкуренции

Наряду с развитием конкуренции необходима ее правовая защита. Положение о том, что поддержка конкуренции гарантируется государством, закреплено в ст. 8 Конституции РФ. Согласно ст. 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Проблема защиты конкуренции пока мало воспринимается обществом в целом, в том числе юристами. Между тем лишь при подчинении хаотичных действий массы предпринимателей интересам развития экономики и принципам рыночной работы можно достичь позитивных результатов. Рыночная самоорганизация должна разумно сочетаться с административным и даже силовым воздействием, в том числе в деле защиты конкуренции.

Меры по защите конкуренции можно подразделить на несколько групп.

Статья 6 Закона РФ от 22.03.91 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее — Закон о конкуренции) запрещает и предусматривает признание недействительными определенные действия, ограничивающие конкуренцию. Объявление запрещенными и признание в установленном порядке недействительными достигнутых в любой форме соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, есть первая группа мер по защите конкуренции.

Закон о конкуренции запрещает и предусматривает признание в установленном порядке недопустимыми достигнутые в любой форме соглашения или согласованные действия потенциальных конкурентов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, направленные на:

1) установление или поддержание цен (тарифов), скидок, надбавок, наценок.
Примеры таких незаконных соглашений наблюдаются повсеместно. Так, цены на бензин повышаются одновременно на всех бензоколонках Москвы или Санкт-Петербурга, хотя колонки принадлежат разным собственникам. Это — очевидный результат ценовых сговоров;

2) раздел рынка по территориальному принципу, по объемам продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов и покупателей;

3) ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей;

4) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями и др.
Следующая группа защитных мер касается запрета принятия актов и совершения отдельных действий со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции. Закон о конкуренции запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления принимать акты и совершать действия, которые могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. В частности, запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере, необоснованно предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим субъектам, и т. п.

Меры по защите конкуренции сейчас требуются на самом низовом уровне производства и торговли, причем меры жесткие, состоящие в подавлении действий, нарушающих товарную и ценовую конкуренцию. Общественное мнение пока плохо сознает, что зажим конкуренции по своим последствиям не менее опасен, чем прямой грабеж или разбой, и потому необходимо применение мер административной и уголовной ответственности. Статья 178 УК РФ еще в 1993 г. ввела уголовную ответственность за незаконное повышение или поддержание цен и иные монополистические действия, предусмотрев крупные штрафы и даже лишение свободы. Однако по этой статье за все годы ни один человек не был привлечен к ответственности.

Наряду с защитой конкуренции от ограничений необходимо осуществление мер по борьбе с недобросовестной конкуренцией.

Основные способы недобросовестного ведения конкуренции названы в ст. 10 Закона о конкуренции. Таковы, в частности, введение потребителей в заблуждение относительно качества товара, его потребительских свойств, некорректное сравнение товаров в рекламе, копирование чужих товарных знаков и способов индивидуализации чужого товара, распространение ложных и неточных сведений о других субъектах.
Закон о конкуренции во многом копировал чуждые российским условиям западные модели. Главное внимание в нем уделено анти- монополистическим мерам, а не формированию конкурентной ере- ды. В результате Закон оказался неэффективным, отвлекая от действительно актуальных мер.

В соответствии с Законом был образован федеральный антимонопольный орган с территориальными органами на местах. Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы вправе давать хозяйствующим субъектам предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства. При неисполнении в срок предписаний антимонопольного органа или совершении иных нарушений закона на виновных лиц могут налагаться взыскания в виде административных штрафов (ст. 14.3, 14.6, части 1 и 2 ст. 14.8, ст. 14.9, часть 2 ст. 19.5, ст. 19.8 КоАП). Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители, руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа и их заместители.

Деятельность федерального антимонопольного органа и его территориальных структур пока не оказывает сколько-нибудь заметного влияния на состояние конкуренции в экономике и соблюдение законодательства о конкуренции. Эти органы фактически устранились от работы по формированию конкурентной среды на товарных рынках.
Наряду со специальными антимонопольными органами в создании конкурентной среды призваны участвовать другие государственные органы исполнительной власти: министерства, службы, агентства, а также органы исполнительной власти субъектов Федерации. Формы и методы их работы в указанном направлении пока четко не определены и не регламентированы законом. Здесь требуются научные разработки и дополнительные законодательные решения.