Тема 27. Права потребителей и ответственность производителя, продавца за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)

Основные понятия законодательства о защите прав потребителей. Государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, устанавливающие обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг). Способы определения качества товаров, работ и услуг. Общие методы определения качества. Специальные методы определения качества продукции. Измерительный метод. Регистрационный метод. Расчетный метод. Органолептический метод. Экспертный метод. Социологический метод.

Обязательные требования к безопасности товаров (работ, услуг). Декларация о соответствии. Обязательное подтверждение соответствия.

Срок годности и срок службы товара. Гарантийный срок. Установление продавцом дополнительной гарантии.

Правила пользования товарами (работами, услугами), закрепленные российским законодательством.
Объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю. Общие требования, предъявляемые к предоставляемой потребителю информации: достоверность, доступность, оперативность, достаточность, ясность и понятность. Виды товарной информации: основополагающая, коммерческая, потребительская. Формы товарной информации: словесная, цифровая, изобразительная, символическая, штриховая.

Маркировка и ее виды. Производственная маркировка. Этикетки. Кольеретки. Вкладыши. Бирки. Ярлыки. Контрольные ленты. Клейма и штампы. Рельефная маркировка. Торговая маркировка. Ценники, товарные и кассовые чеки. Требования, предъявляемые к содержанию торговой маркировки.
Ответственность в случае непредставления или предоставления недостоверной и неполной информации о продавце (изготовителе, исполнителе) товара (работы, услуги).
Последствия продажи товаров ненадлежащего качества. Порядок предъявления и рассмотрения требований потребителей по поводу качества приобретенного товара. Экспертиза товара. Доставка товара для ремонта, уценки, замены и возврат их потребителю.

Права потребителя в случае выявления существенных недостатков товара. Особенности устранения недостатков товаров длительного пользования.

Ответственность за нарушение сроков выполнения требований потребителя.
Порядок обмена товаров ненадлежащего качества. Перечень товаров, не подлежащих обмену.
Права потребителя при расторжении договора купли-продажи, при возврате товара ненадлежащего качества изготовителю, при удовлетворении требования потребителя об уменьшении покупной цены.
Обязанность исполнителя заключать договор на выполнение работ и оказание услуг. Срок выполнения работы (оказания услуги). Порядок определения сроков выполнения работ (оказания услуг). Изменение сроков начала и окончания выполнения работ (оказания услуг).
Правовые последствия в случае ненадлежащего качества выполненных работ или оказанных услуг. Сроки удовлетворения требований потребителя, связанных с выполнением работы или оказанием услуги. Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг). Ответственность исполнителя за нарушение сроков устранения недостатков в выполненной работе (оказанной услуге).

Сроки обнаружения недостатков в работе, услуге и предъявления потребителем требований по их поводу. Скрытые и явные недостатки. Сроки устранения недостатков в работе, услуге. Безвозмездное устранение недостатков работы по истечении гарантийного срока. Последствия неустранения существенных недостатков в установленные законом сроки.
Смета на выполнение работы (услуги). Твердая и приблизительная смета. Порядок оплаты выполненной работы (услуги). Обязанности исполнителя при необходимости значительно увеличить приблизительную смету.

Основания ответственности продавца (изготовителя, исполнителя) за причиненный потребителю вред. Принцип эквивалентности размера возмещения размеру причиненного имущественного вреда. Принцип адекватности (соответствия) при компенсации морального вреда.
Претензионный порядок урегулирования споров как частный случай досудебного урегулирования споров. Иные согласительные процедуры, реализуемые в документальной форме, как виды досудебного урегулирования споров. Сроки предъявления претензий.